Как, наверное, радуются программисты, когда их программы работают. Или изобретатели. Это же так восхитительно: в твоей голове родилась идея, потом она преобразовалась в чертежи, схемы, формулы, рисунки - а затем воплотилась в жизнь. Если бы я была талантливым учёным, и мне предложили бы участие в создании, к примеру, искусственного интеллекта, я бы согласилась, не раздумывая. Парадокс: бездумное развитие технологий может привести к катастрофическим последствиям. Столько научных статей об этом написано, столько художественной литературы (которой гораздо лучше удаётся донести до читателя свой смысл), столько об этом говорят, все всё понимают, но продолжают в том же духе. И я просто не могу их осуждать, потому что сама в какой-то мере понимаю это ощущение.
Это то ощущение, когда ты придумываешь какую-то систему, а затем эта система начинает работать самостоятельно, подсказывая тебе, что нужно для её совершенствования. Это и рядом не лежит с деторождением: этот процесс не требует особых умственных усилий со стороны родителей. Но когда ты даёшь жизнь чему-то, что жило только в твоём воображении, и это что-то переходит в объективное существование - это настолько захватывающе, что сравниться с этим едва ли что-нибудь может.
Почему-то мне кажется, что библейский Бог тоже испытывал что-то сродни этому чувству. Конечно, он обладал гораздо большими ресурсами и масштабами фантазии, но суть та же: он создал что-то, что обрело собственную жизнь и продолжило развиваться. И если на начальных этапах он что-то подправлял и делал корректировки, то теперь он больше не вмешивается во внутреннюю логику событий: люди сами устроят себе Апокалипсис. Возможно, так всё и было им задумано с самого начала. И почему-то мне кажется, что он мог устроить Биг Энд давным-давно, но просто не хотел делать этого. На самом деле он придумал идеальную систему распределения душ, но, когда всё закончится, все они замрут в своей статике: грешники будут платить по счетам, а праведники сидеть на облаках. Сама жизнь потеряет смысл, и что тогда?
Кстати, ещё один занятный момент. Все очень чётко представляют себе ад: пытки, огонь, страдания и т.д. Но почему-то представление о рае довольно расплывчато. Фома Аквинский писал, что праведники должны терпеть все невзгоды и обиды, потому что потом, на небесах, они узрят страдания своих обидчиков. Немного не по-христиански: а как же подставь другую щеку, всех прощай, возлюби ближнего своего и всё в таком роде? Праздную жизнь души тоже вряд ли там ведут, ведь алкоголь, чревоугодие и тому подобное являются грехами. Данте в "Божественной комедии" был угнетён всей пышностью, помпезностью и величием рая (его личное представление, но, судя по всему, недалеко от библейской версии). Не хочется ли бессмертным душам там подохнуть от скуки?
Ещё кое-что. В "Сверхъестественном" рай представляется как переживание приятных и счастливых моментов жизни заново и заново по кругу. А что тогда будет переживать аскет? Теоретически.
Когда в университете проходила курс Религиоведения, этот предмет казался мне жутко скучным - возможно, из-за плохой подачи материала. А ведь на самом деле теоретические вопросы религиозных верований - это очень интересная штука.
Ну вот, ещё одно увлечение, на которое у меня нет времени.